Конспект подгруппового занятия с использованием технологии «Синквейн»
Тема : «Времена года. Составление синквейна».
Цель занятия: Развитие связной речи через составление синквейнов.
Задачи:
Дидадактические, образовательные
— учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по
индивидуальным картинкам;
— активизировать словарь по теме «Времена года»;
— упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;
— формировать навык построения предложений.
Коррекционно-развивающие
— учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;
— развивать воображение, раскрепощение.
Воспитательные
— формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,
инициативности, самостоятельности.
Активизация словаря
Предварительная работа
Оборудование и материалы: предметные картинки: снежинка, подснежник, солнце,
дождь; цветные круги; мяч; схема составления синквейна.
Индивидуальная работа (для подгруппового занятия)
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Предполагаемая детская деятельность |
||
Методы и приёмы |
Инструкции детям |
Виды помощи |
||
Организационная часть
|
Мотивирование детей путем создания |
Приветствие. Студент: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. -Сначала наденем «умную шапку». (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.) -Покажем «умную сову» Совушка-сова, Большая голова. На суку сидит, На всех глядит. Студент: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
|
Повторный показ действий
|
Дети вместе выполняют каждое упражнение 3–4 раза |
Основная часть
|
Введение в тему.
Игровое упражнение «Отгадай загадку»
Игра «Разноцветные круги»
Игра с мячом.
Физкультминутка Игра на внимание «Времена года».
Игра «Клубок».
Составление синквейна по схеме.
|
Студент: сейчас я вам загадаю загадки, а отгадав их, вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Студент: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? Значит о чем сегодня мы будем говорить?
Студент: Посмотрите, что у меня в руках? Сейчас каждый из вас станет каким-либо временем года. Возьмите по одному кругу. Как вы думаете, какое время года у каждого из вас? Подойдите к столу и выберите картинку с приметами того времени года, которая подходит к вашему кругу. Рассмотрите свои картинки. Какое время года изображено на каждой из них? Докажите свой ответ.
Подбор слов-признаков к слову зима. Нужно ударить мячом об пол и назвать слово.
Студент называет в разном порядке времена года, дети выполняют соответствующие движения. Например, логопед произносит: «Весна». Дети кистями рук показывают, как капают капли с сосулек (капель). «Зима».-Дети своим дыханием «греют ручки», произнося с теплым воздухом звук «Х-х- х…« «Лето».-Дети показывают, как ярко светит солнышко (накладывают ладошку на ладошку, выпрямляют пальчики-лучики и поднимают свои «солнышки» вверх). «Осень».- Дети показывают плавными движениями рук, как падают с деревьев листья.
Студент: Поможет нам клубок-дружок слова вместе называть и друг другу помогать (дети в кругу держат нить размотанного клубка, называют слова-действия, наматывая при этом нить на клубок, передавая друг другу).
Перед вами картинки с временами года. Расположите картинки в соответствии с временем года (снежинка, подснежник, солнце, дождь). В соответствии с схемой дети составляют синквейн: Предмет. Два слова-признака
Три слова-действия Предложение о зиме из четырех слов. Обобщение или ассоциация. Снежинка. Белая, пушистая. Летит, кружится, тает. Снежинка тает на ладошке. Зима. Подснежник. Весенний, белый. Растет, цветет, живет. Подснежники любят все дети. Цветок. |
Наводящие вопросы
Дополнительные вопросы
Повторный показ действий
Подсказки
Повторение структуры синквейна
Помощь в составлении
|
Примерный ответ: «На моей картинке зима. Вокруг лежит снег, и дети лепят снеговика.« Дети по очереди выполняют задание.
Отвечают на вопросы
Игра с мячом
Выполнение заданий логопеда
Дети по очереди выполняют задание.
Дети составляют синквейн
Дети зачитывают синквейны |
Заключительная часть
|
Ситуация успеха |
Студент: — Очень хорошие получились стихи. Молодцы. — Вам понравилось сегодня наше занятие? |
|
Дети отвечают на вопрос |