Конспект индивидуального занятия для дифференциации сонорных звуков «Новая планета Ларола»
Цель занятия: Дифференциация звуков Р-Л
Задачи:
1. Коррекционные:
Закрепить навыки различения звуков Р-Л в слогах, словах.
Развивать фонематическое восприятие.
2. Обучающие:
Формировать навыки фонематического анализа и синтеза.
Продолжать учить составлять предложения с заданным словом; согласовывать числительные с существительными; тренировать память, внимание; активизировать словарь.
3. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к дид.играм на занятии; добрые отношения друг к другу.
Предварительная работа: подготовка необходимых материалов
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Предполагаемая детская деятельность |
||
Методы и приёмы |
Инструкции детям |
Виды помощи |
||
Организационная часть
|
Игра «Запуск ракеты». |
Приветствие Логопед: Вася, мы отправляемся на планету «Ларола». Прежде, чем мы туда полетим, нужно облететь и осмотреть ракету. Всё ли в порядке? Нет ли поломок? — Всё в порядке! Готовимся к полёту.
Сообщение темы. — Ты наверное догадался, что во время полёта на планету «Ралора» мы будем продолжать различать звуки Р-Л. |
|
Ребенок берет в руки самолёт и облетает ракету, произнося звук «Л». Ребёнок изолированно произносит звук «Р» |
Основная часть
|
Артикуляционная характеристика звуков
Речевая зарядка.
Развитие фонематического слуха. Игра на внимание «Сигнальщики».
Игра «Собери из звуков слово».(синтез слова)
Игра «Замени звук в слове».
Игра «Засели жильцов по своим квартирам» Звуковой анализ слов и дифференциация звуков Р-Л.
Согласование числительных с существительными. Игра «Счетовод».
Составление модели предложения с заданным словом.
Психогимнастика «Считалочка — бормоталочка».
Четкое проговаривание звуков Р-Л в словах, предложениях.
|
их сходство и различие
— На планете «Ларола» живут ларолуны. Разомнём свой язычок для общения с ними. Ра-ра-ра — снежная гора.(руки вверх) Ла-ла-ла — лодочка плыла.(соединить ладони лодочкой) Ра-ла-ла — очень острая игла.(показываем указ.палец) Ры-лы-ры — нос кусают комары. (Закрываем нос руками) Ро-ло-ло — разноцветное стекло.(скрещивание пальцев) Лу-лу-ру — принимаете в игру?
(диф-ция твёрдых звуков Р-Л на слух) У нас на корабле своя азбука Морзе. Логопед: Если ты услышишь звук «Р» — поднимай сигнальную карточку с буквой «Р», то же со звуком «Л», а если два звука в слове — две карточки. Слова: буЛавка, коЛбаса, Радуга, мухомоР, Лопата, стоЛ, кРокодиЛ , доРога, тРуба, коРова, маРмеЛад, сЛон, соЛдат, фаРтук, саЛфетка, кЛаРнет. — Мы попали в зону турбулентности. Садимся в свои кресла.
— Угадай слово по начальным звукам в словах: Лук, Аист, Кошка.(логопед выделяет голосом первые звуки; используем картинки)ЛАК. Что такое лак?(это жидкость покрывающая поверхность чего — либо) Замените звук Л на Р. Что получилось? РАК. Кто такой рак? (животное) Обрати внимание, мы поменяли в слове один звук и значение слова изменилось. Слова: лов — ров дар — дал лама – рама мир — мил ложки — рожки жир — жил лань — рань пир — пил
— Я предлагаю игру «Засели жильцов по своим квартирам». Логопед: В доме три подъезда, в каждом подъезде три этажа, где живут жильцы. На чердаке «Схема» с указанием места звука в слове. Разложите картинки по «своим квартирам»
— Выбери понравившуюся картинку. Посчитаем её. (у детей карточки с цифровым полем — 1 3 5; 2 4 7.)
А теперь с этим словом составь предложение, выложи его модель. (развитие внимания, ритма)
Зону турбулентности прошли, можно и подвигаться. Вспомните загадку о подсолнухе. Золотое решето, черных домиков полно.(отхлопываем каждое последнее слово)
Вот мы и прилетели на планету «Ларола». А вот и первый её житель. Думаю, что он хочет нас обучить своему языку .(кукла) -САЛОРАМАН! — Здравствуйте! — Сласвуйте! — САМА КАРЕНА ЛАРОЛА!(наша планета Ларола) — Наша планета Земля! — Ребята, какие знакомые звуки вы услышали в названии планеты РАЛОРА? (Л и Р) — Трудный язык на планете ЛАРОЛА. Только мы с любыми трудностями справимся. Давайте научим жителя планеты говорить скороговорку: — Проворонила ворона воронёнка. Пусть попробует сказать так же как и вы. |
Наводящие вопросы
Повторный показ движений
Повтор слова при необходимости
Наводящие вопросы
Исправление ошибок
Помощь в составлении предложения
Совместное отхлопывание
Пояснение действий |
Ребенок выполняет задание
Ребенок выполняет задание вместе с логопедом
Ребенок поднимает необходимые карточки
ребенок садится за стол
Ребенок отвечает на вопросы
Дети садятся за столы, звучит спокойная музыка
ребёнок отбирает картинки с заданным логопедом звуком
Ребенок отхлопывает последнее слово.
Ребенок обучает жителя планеты, повторяет слова, исправляет неправильное звукопроизношение слов. |
Заключительная часть
|
Подведение итогов |
Логопед: Пора возвращаться на землю. Жителю планеты мы дарим энциклопедию земли и приглашаем его к нам в гости. (повторяется часть игры «Запуск ракеты») — Путешествие закончилось!
|
|
Ребенок берет в руки самолёт и облетает ракету, произнося звук «Л». Ребёнок изолированно произносит звук «Р» |