Откуда пришла книга
Тематическое занятие «Откуда пришла книга»
ЦЕЛИ:
— знакомить
— дать знания о том, как делается книга, что на ее изготовление затрачивается труд многих людей;
— сформировать бережное отношение к книгам, трудовой деятельность людей, которые их изготовили.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Предметы и изделия, изготовленные из дерева, книги. Иллюстрации с изображением профессий: лесорубы, сплавщики леса, деревообрабатывающий цех, типография.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
— Рассматриваем предметы, сделанные из дерева.
— Как вы думаете, что общего у всех этих предметов? Что их объединяет?
(Все предметы сделаны из дерева)
— Почему среди деревянных предметов находится книга
(Она тоже сделана из дерева.)
— Как дерево превратить в бумагу?
Сейчас вы узнаете какой путь прошла книга, прежде чем стать такой, какой вы ее видите.
— Рассматриваем картину с изображением лесорубов. Лесорубы спиливают помеченные деревья.
— Почему и зачем их метят?
(Чтобы не спиливать деревья все подряд, а только с определенной меткой.)
— лесорубы обрубают ветки, вяжут накрепко стволы железными канатами.
Лесной вездеход потянет тяжелую ношу к реке.
— Как вы думаете, почему к реке?
(Ответ детей.)
Река — самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению, кажется, как будто вся река запружена лесом. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за деревьями зорко следят сплавщики леса. Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепленные бревна. И вот они снова продолжают свой путь по глубокой широкой реке.
Куда же приведет из эта дорога? (Ответ детей.)
— Приведет она бревна на бумажный комбинат. Из них уже начинают делать бумагу. Только дело это не простое. Деревья потом распиливают, измельчают в опилки и, даже, варят чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. На бумажном комбинате разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машин и скатывается в огромный бумажный рулон. Бумага завертывается в трубы для хранения.
Физкультминутка.
Представляем, что мы превращаемся в деревья. Сейчас вы стройная березка, а сейчас простая ель, с развилистыми еловыми лапами, а вот стоит могучий дуб, а здесь тонкая осинка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
(тихо следим.)
Ну вот бумага готова. Но до книги еще далеко. Ведь ее надо написать. А пишет книгу писатель. Это совсем не просто, для этого нужны способности, талант. Недаром труд писателя считают одним из самых трудных. На обложке каждой книги стоит фамилия ее автора.
— Но как же книга без картинок?
Теперь за работу берется художник, который поможет быть книге яркой, интересной. Книга готова! Но она пока еще единственная. Поэтому книга отправляется в типографию. Для того, чтобы ее размножить.
(рассматриваем картинку с изображением типографии)
Типография- это книжная фабрика, где машины помогают человеку печатать книги. Одна машина подбирает страничку к страничке, до тех пор, пока не окажется у машины, которая наденет на нее обложку. И, наконец, книги отправятся в магазины, библиотеки.
Вот какой длинный путь проходит книга.
Скоро вы пойдете в школу, и будете читать не только сказки, но и разные учебники из которых узнаете много нового, интересного. Никогда не забывайте, сколько людей трудились, чтобы у вас были книги. Относитесь к ним бережно.
Можно вспомнить правила обращения с книгой;
Брать книгу чистыми руками.
Аккуратно держать книгу и листать за уголочки страниц.
Пользоваться закладкой.
Нельзя:
Рисовать и писать в книгах.
Перегибать книги, чтобы выпадали листы.
Вырывать листы, вырывать картинки.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Предлагаю детям изготовить книгу. Обсуждаем, договариваемся какую книгу будем изготавливать. Например, книга «Сказок». Дети рисуют любимую сказку, (используя для работы разный художественный материал). Затем все рисунки собираем в одну большую книгу «Сказок».