Путешествие в лес
Конспект занятия «Путешествие в лес»
Старший дошкольный возраст.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: закрепление знаний детей о животных;
Закрепление знаний детей о классификации животных (дикие животные, птицы, насекомые, рыбы).
Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
Развивать творческое воображение. Мыслительную деятельность. Связную речь, навыки учебной деятельности;
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
ТИП ЗАНЯТИЯ: закрепление знаний, умений и навыков.
ВИД ЗАНЯТИЯ: занятие по ознакомлению с окружающим с элементами ТРИЗ, РТВ.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: письмо, клубок ниток, предметные картинки: дикие животные, птицы, насекомые, рыбы, модели, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, магнитофон, запись песни «Голубой вагон».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение художественной и познавательной литературы: рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского, Л. Толстого, русских народных сказок; проведение дидактических игр, загадывание загадок, беседы по теме.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
РЕШЕНИЕ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ.
Раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин. Здравствуйте!
Вам письмо, только оно не простое, письмо это от жителей лесных и не лесных, что они пишут, я не знаю, получите и распишитесь. До свидания.
В.: очень интересно, надо скорее прочитать его, (читают дети).
«Помогите! Помогите! Злая волшебница перепутала всех животных и хочет нас поссорить. Если нам никто не поможет, то в лесу, на лугу, в речках и озерах случится беда. Поторопитесь, пожалуйста!
Что же делать? (надо помочь, чтоб наша природа не пострадала).
В.: значит надо отправляться в путешествие, а поможет нам волшебный клубочек.
МЕТОД: «Паутина дружбы».
ЦЕЛЬ: создание атмосферы дружелюбия, позитивного эмоционального фона занятия, установка на взаимодействие.
— Сегодня мы отправляемся в путешествие, в котором нас будет сопровождать наш верный клубочек. Он укажет нам путь, поможет нам в трудную минуту. В путешествие мы возьмем с собой хорошее настроение, взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность (клубочек передается так, чтобы между педагогом и детьми образовалась «паутина»).
-Посмотрите, ребята, как тесно мы связаны друг с другом. Мы — единое целое! Мы должны постараться выполнить на занятии все намеченное, работать дружно, поддерживая и помогая друг другу.
Отправимся мы свами на сказочном «голубом вагоне». Занимаем пассажирские места (дети цепляются друг за друга, под музыку «Голубой вагон» делают несколько шагов по группе).
Внимание! Остановка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Вхождение или погружение в тему.
ТЕХНИКА ЗНАЮЩЕГО НЕЗНАНИЯ.
ЦЕЛЬ: развитие умения детей выделять области знаемого и незнаемого в изучаемом материале;
На столах картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомые.
В.: Действительно, беда! Перепутаны все живые существа, но мы обязательно им поможем. Чтобы нам удобно было работать мы разделимся на 4 группы и будем отправлять животных в свои места обитания.
-Куда мы отправим диких животных? (в лес), рыб? (в воду), птиц? (в воздух), насекомых? (в воздух, кору деревьев, траву).
После выполнения задания дети садятся своими группами.
В.: А теперь я буду задавать вопросы каждой команде. Приготовьтесь на них отвечать.
-Назовите главный отличительный признак птиц от других живых существ, (дети отвечают, используя модели).
-Что вы можете рассказать о животных?
-интересно послушать о тех, кто в воде.
-назовите главный отличительный признак насекомых.
В.: с этим заданием вы справились хорошо. Молодцы.
Теперь задание посложнее. Каждая команда отвечает по очереди.
-назовите тех, чье название состоит из одного слога и докажите это:
(еж, грач и т.д.)
-из двух слогов (белка, лиса и т.д.)
-из трех слогов (лягушка, ласточка и т.д.)
В.: Определите место звука в слове: показываю звук на карточке («л» ласточка, «г» грач, «д» медведь, «а» лиса).
В.: Молодцы! Следующие вопросы.
-Какие животные впадают в спячку?
-Какую пользу в природе приносят птицы?
-Как зимуют насекомые?
-Чем отличается лягушка от рыбы?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
ОПРОС-КВИЗ.
В.: Вы настоящие знатоки природы.
Ребята, вам понравилось путешествие? Оно получилось интересное благодаря вам, мы помогли животным разделиться на группы, тем самым спасли нашу природу, которая не может благоухать без насекомых, птиц, и других животных. Я рада, что на занятии вы все были дружными и активными.
Значит мы спокойно можем возвращаться в свой родной детский сад. Занимаем места в голубом вагоне (возвращение под музыку).
В детском саду вас тоже ждут задания. Справиться с этими заданиями вам поможет ваша фантазия. Занимайте свои места
ПРОДУКТИВНАЯ ЧАСТЬ.
На столах у детей цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги на которых изображены неопределенные линии. Дети должны дорисовать, изобразив животное (возможно сказочное).
МЕТОД «ЗВЕРОБИКА».
ЦЕЛЬ: снятие усталости, напряжения.
Звучит танцевальная песня со словами. Дети выполняют движения под музыку согласно тексту.