Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники «Домашние животные»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники «Домашние животные»

Цель: систематизировать и обобщить имеющиеся у детей представления о домашних животных.

Задачи:

Развивающие: развивать внимание; мышление; смысловую память; воображение, речь.

Образовательные: закрепление представления о домашних животных; совершенствование слоговой структуры слова.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Материалы (оборудование): картинки с изображением домашних животных и их детенышей, мнемотаблица.

Ход занятия:

Организационная часть :

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло письмо из деревни Простоквашино от кота Матроскина, он пишет, что дядя Федор уехал в город , а все его животные разбежались, помогите, пожалуйста найти животных. Поможем Матроскину ?

Основная часть :

Что бы найти животных, нужно отгадать загадки (по мере разгадывания на доску выставляются картинки животных) :

• Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца)

•Стоит копна посреди двора: спереди вилы, сзади метла (Корова)

• Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадью (Осел)

• Пятак есть, а ничего не купит (Свинья)

• Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок. (Кролик)

• Заворчал живой замок, лег у двери поперек (Собака)

• Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива (Лошадь)

• С бородой родится — никто не дивится (Коза)

Воспитатель: Скажите ребята, как можно одним словом назвать всех этих животных: овца, кошка, корова, осел, свинья?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Правильно, бывают домашние, а бывают дикие. В чем разница между домашними и дикими животными?

Дети: о домашних животных заботится человек: он дает им жилище, корм, уход, а дикие животные заботятся о себе сами.

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о домашних животных. Вы знаете, какую пользу приносят человеку домашние животные? Давайте проверим.

Игра «Правда ли?» Поиграем с вами в игру, скажите, правда ли, что

• Свиньи несут яйца? (Нет, они дают мясо, сало, шкуру)

• Овцы дают шерсть? (Да, а также мясо, молоко, шкуру)

• Собаки ловят мышей? (Нет, они «работают» сторожами, спасателями, сыщиками и так далее)

• Лошади используют как транспорт? (Да, а также некоторые народы используют в пищу молоко и мясо лошадей)

• Кошки служат только ради забавы? (Нет, не только, они также ловят мышей)

• Козы дают молоко, шерсть, пух? (Да)

• Кролики дают мясо, пух и шкуру? (Да)

• Коровы служат транспортом? (Нет, они дают молоко, мясо, шкуру)

Следующее задание «Догадайся». Ребята, вам надо будет найти «лишнее» животное в каждой группе и объяснить свой выбор.

1 группа: кролик, корова, утка, собака, кошка

Дети : утка, потому что живет в воде.

2 группа: гусь, индюк, коза, курица, утка.

Дети : коза, потому что все птицы, а коза животное.

3 группа: лошадь, заяц, петух, индюк, овца.

Дети : заяц, потому что живет в лесу.

Логопедическое лото «Животные и их детеныши».

Воспитатель : Ребята, после возвращения во двор животные потеряли своих детёнышей, поможем вернуть малышей их мамам?

(На магнитной доске выставлены картинки с изображением домашних животных и их детенышей в разброс, нужно собрать их вместе и назвать)

Кошка — котёнок;

Собака — щенок;

Свинья — поросёнок;

Овца — ягнёнок;

Лошадь — жеребёнок;

Коза — козлёнок;

Кролик-крольчонок.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы немного разомнемся :

Физкультминутка «Кошка»

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо)

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз.

Воспитатель : Ребята, а сейчас мы с вами попробуем рассказать о домашнем животном. А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки — подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать). Послушайте как я расскажу вам о животном, а потом попробуйте вы. (Составляют небольшой рассказ о каждом животном)

План рассказа:

1. Внешний вид животного, части тела, чем покрыто тело?

2. Где живёт (рядом с человеком, в доме)

3. Чем питается?

4. Какую пользу приносит человеку?

Рассказывают 4–5 детей.

Молодцы!

Заключительная часть :

Воспитатель: Ребята что вам больше всего понравилось на занятии?

О ком мы сегодня разговаривали?

Что вы сегодня узнали нового на занятии?

В каком задании у вас возникли трудности?