Конспект занятия «Царство животных» в старшей группе

Конспект занятия «Царство животных» в старшей группе.

Цель: закрепление знаний о различных видах животных, его многообразии.

Образовательные задачи : закреплять знания детей о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные);

учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

активизировать память и внимание детей;

Развивающие задачи : развивать творческое воображение, фантазию, мыслительную деятельность, связную речь, навыки учебной деятельности;

развивать навыки слогового анализа слов.

Воспитательные задачи : воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе;

воспитывать уважение друг к другу.

Материалы и оборудование: письмо; клубок ниток; силуэтные изображения животных и аналогичное контурное изображение; изображение электрички с четырьмя вагонами; предметные картинки: звери (медведь, белка, еж, лиса), птицы (ласточка, грач, скворец, чайка), насекомые (муравей, муха, бабочка, комар), земноводные (лягушка, уж, черепаха, улитка) ; части тела всех вышеуказанных существ (голова, туловище, лапы, хвост); магнитофон.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы

Е. Чарушина, К. Ушинского, Л. Толстого, русских народных сказок; проведение дидактических игр «Кто что делает, кто что ест», «Кто лишний»; загадывание загадок, беседы по теме.

Ход занятия :

Организационная часть :

Воспитатель: ребята, сегодня, когда я зашла в группу, вдруг от ветра открылась форточка, и в комнату влетело вот это письмо, видите, на нём большими буквами написано «SOS». Это значит, что у кого-то случилось несчастье, и он просит о помощи. Давайте прочитаем его и подумаем, чем мы сможем помочь.

Воспитатель читает : «Помогите, помогите. У нас случилась беда. Злая волшебница перепутала животных и хочет их всех поссорить. Если вы нам не поможете, то в лесу, на лугу, в речках и озёрах будет твориться неразбериха и животные могут исчезнуть. Поторопитесь, пожалуйста».

Воспитатель : Что же делать?

Дети: Надо помочь животным, так как может пострадать и наша природа.

Основная часть :

Воспитатель : Вы хотите отправиться в путешествие? У меня есть волшебный клубочек, не зря он здесь. Мы с вами завьем «Паутину дружбы» .

Цель: создание атмосферы дружелюбия, позитивного эмоционального фона занятия, установка на взаимодействие.

Проведение: воспитатель вместе с детьми стоит в кругу. Он держит «волшебный клубок» и говорит:

Сегодня мы отправимся с вами в новое путешествие, в котором нас будет сопровождать наш верный клубочек. Он укажет нам путь, поможет в трудную минуту. Для начала давайте покажем клубочку наше желание двигаться дальше, узнать новое. Но для этого нам нужно хорошее настроение, которое мы должны передать другому.

Воспитатель говорит о своём настроении и передаёт клубочек ребенку, который делает то же самое и передаёт следующему. Клубочек передаётся так, чтобы между педагогом и детьми образовалась «паутина». Когда клубочек возвращается к педагогу, он говорит:

Посмотрите, ребята, как тесно мы связаны друг с другом. Мы — единое целое! Мы должны постараться выполнить на занятии всё намеченное, работать дружно, сообща, поддерживая и помогая друг другу.

Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!

Звучит музыка (песня «Голубой вагон»)

Воспитатель : А вот и транспорт, на котором мы отправимся в путешествие. (На магнитной доске изображение электропоезда с четырьмя вагонами).

Как он называется? (Электропоезд)

Вспомните, пожалуйста, какие правила, мы будем соблюдать в путешествии?

1) Уметь договариваться.

2) Работать сообща.

3) Слушать друг друга

4) Радоваться успеху товарища.

Воспитатель : Ребята, сейчас мы с вами немного разомнемся и отправимся в путь.

Физминутка (под музыку «В мире животных»)

«По дорожке, по дорожке»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: занимаем места в поезде и отправляемся на помощь животным и птицам, которые ждут нашей помощи. Под музыку оказываемся в лесу, где есть водоем.

На магнитной доске изображение леса, водоема.

На столах разложены картинки с изображение зверей, птиц, насекомых, рыб.

Воспитатель : Ребята, на какие группы можно разделить всех обитателей леса?

(на зверей, птиц, насекомых, земноводных)

Для этого каждый берет по одной картинке с изображением животного, подходит к доске и прикрепляет картинку в нужное место обитания, после чего, садится за стол, где изображен вид животного, которое он прикрепил.

Воспитатель : Как мы видим, все разбились на (четыре) группы.

Я теперь буду задавать вопросы каждой группе, а вы постарайтесь ответить на них.

Вопрос 1. (команда , которая помогла животным)

Как можно отличить зверей от других обитателей леса? (Четыре лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком и др.)

Вопрос 2. (команда, которая помогла птицам)

Назовите главный отличительный признак птиц. (Две лапы, клюв, тело покрыто перьями.)

Вопрос 3. (команда, которая помогла насекомым)

Расскажите про обитателей леса, которых расположила в лесу ваша команда. (Насекомые: шесть лапок, голова, усики, крылышки, брюшко, грудь)

Вопрос 4. (команда, которая помогла земноводным)

Кто разместился в водном пространстве?

Их называют земноводными, почему? (Они могут жить и в воде, и на суше).

Следующий вопрос команде, которая помогла в лесу зверям:

Назовите тех, чье название состоит из одного и двух слогов и докажите:

(волк, еж, лось, Бел — ка, ли — са, за-яц).

Вопрос команде птиц:

Скажите название птицы и определите количество слогов в этом слове: (Лас-точ-ка, во-ро-бей, грач, ку-куш-ка)

Вопрос команде насекомых :

Определите место звука У — в слове ЖУК, А в слове — ПАУК.

Вопрос команде, которая спасла земноводных:

Не зверь, не птица,

Всего боится,

Половит мух и в воду-плюх! (лягушка)

Зеленый поясок

В траве затерялся (ящерица)

Я маленький и круглый,

Живу в воде, друзья.

Есть хвостик, лапок нету

Лягушкой буду я. (головастик).

Молодцы , ребята , cо всеми вопросами вы прекрасно справились и нам пора возвращаться в детский сад. (возвращение под музыку)

Заключительная часть.

Воспитатель : О каких животных мы сегодня говорили? Какую пользу они приносят?

Понравилось ли вам наше путешествие я узнаю, если вы продолжите предложение:

Сегодня мне было интересно….

Мне понравилось….

Я узнал (а)….

Мне было трудно…

У нас получилось интересное путешествие, мы помогли животным разделиться на группы и спасли их от колдовства злой волшебницы, тем самым мы спасли нашу природу, которая не может обходиться без насекомых, птиц, зверей и земноводных.

Вы все очень дружные и умные. Я вами горжусь.